Администрация
Волгограда

Муниципальная географическая информационная система Волгограда – это комплекс организационных, технических, программных и информационных средств, позволяющий на современном уровне:

  • повысить уровень оперативности принятия и качества управленческих решений по регулированию социально-экономических процессов в Волгограде;
  • повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгограда как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и населением Волгограда
  • обеспечить целесообразно полной, достоверной и своевременной информацией все категории субъектов, принимающих управленческие и общественно значимые решения;
  • сформировать новые источники поступления средств в бюджет города за счет оказания платных услуг предприятиям и населению с использованием информационных технологий.

История развития

Отправной точкой в создании единой муниципальной географической информационной системы Волгограда (МГИС Волгограда) можно считать 12 февраля 1995 года. В этот день было подписано постановление Администрации Волгограда «О создании географической информационной системы для целей административного управления городом» и дополнившее его постановление «О развитии информационной системы Волгограда».

В 1998 году 16 организаций города заключили соглашение о долевом финансировании работ по созданию МГИС Волгограда. В результате этих работ была сформирована базовая топографическая основа МГИС Волгограда включающая:

  • геопривязанную растровую топографическую основу:
    • топографические планы М 1:2000 - 800 планшет;
    • топографические планы М 1:500 - 6600 планшет.
  • векторную основу, полученную в результате оцифровки топографических планов М 1:2000.

По условиям соглашения после окончания работ каждая из восьми районных администраций получила электронную карту в границах территории района, а администрация Волгограда и городские организации (Волгоградэнерго, Волгоградводоканал, Волгоградгоргаз и др.) – электронную карту в границах территории города в целом.

Следующим переломным моментом на пути развития МИС Волгограда стало создание администрацией Волгограда в сентябре 1999 года муниципального учреждения «Городской информационный центр» (МУ «ГИЦ») и назначение назначение на пост директора Е.М. Оголь, прогрессивного руководителя в области информационных технологий. МУ «ГИЦ» получил следующие полномочия по созданию ГИС Волгограда:

  • организация сбора, накопления, обмена, сохранения общегородских информационных ресурсов, контроля за их распространением и использованием;
  • создание, ведение и сопровождение АИС и баз данных;
  • создание и ведение МГИС, адресного реестра объектов недвижимости и реестра улиц.

По инициативе МУ «ГИЦ» в 2000 году была разработана и утверждена постановлением администрации города Программа развития муниципальной информационной системы Волгограда на 2000-2003 годы. В программе были обозначены основные направления развития МИС Волгограда, задачи и источники финансирования. Одним из приоритетных направлений деятельности, зафиксированных в принятой программе, было развитие МГИС Волгограда.

МГИС Волгограда с 2000 г. начала формироваться на основе кадастровых подсистем (земельной, градостроительной, недвижимости, экологической, инженерных сетей и коммуникаций и т.д.), подсистем ведения реестров и функциональных подсистем объединенных в единую систему.

Информационную основу МГИС Волгограда составили:

  • цифровые картографические материалы в растровом и векторном видах города масштабов 1:2000, 1:500, содержащие взаимосвязанную многослойную тематическую информацию, а также связанные с ними базы данных об объектах;
  • адресный реестр, содержащий данные об адресах земельных участков, зданий и сооружений, наименования и изменения наименований улиц, переулков и площадей на территории Волгограда.

Дальнейшее развитие МГИС Волгограда отражено в подготовленных МУ «ГИЦ» и утвержденных целевых программах по развитию муниципальной информационной систем Волгограда на 2003-2006, 2007- 2009 г.г. За эти годы были реализованы следующие задачи МГИС:

2003-2006г.г.

  • векторная модели ГИС Волгограда переведена на единую программную платформу, создана информационно-поисковой системы общего доступа map.volgadmin.ru, обрабатывающей запросы пространственной информации;
  • накоплена различная графическая и атрибутивная информация, создан и ведется городской отраслевой фондов цифровых данных;
  • создан единый центр телекоммуникаций, обеспечивающей хранение и защиту информации, с помощью которого обеспечено взаимодействие организаций-поставщиков и потребителей геоинформационных данных;
  • сформирован организационно-экономический механизм финансирования работ по развитию ГИС Волгограда за счет оказания услуг организациям и населению Волгограда.

2007-2009гг.

  • МГИС Волгограда ведется на основе современных методов космической съемки, цифровой модели местности Волгограда, обеспечивающей возможность предоставления пространственных данных о территории Волгограда через Интернет-интерфейсы.
  • созданы схемы инженерных сетей и сооружений (схемы размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения)
  • ведется мониторинг объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Волгограда, созданы схемы их размещения
  • разработана ГИС учета земель предназначенная для сбора, хранения и анализа информации о пользовании земельными участками на территории Волгограда
  • внедрена информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД)

Ежегодно в городском бюджете предусматривались средства на финансирование мероприятий на развитие МИС Волгограда, хотя и в меньшем объёме, чем планировалось в Программах. При неуклонном росте бюджета Волгограда доля расходов на информационные технологии в нем росла от 0,21% до 0,56%. За первые четыре года финансовое обеспечение этих мероприятий находилось в среднем на уровне 68,4% от планового объема, но с 2004 года ситуация изменилась и фактическое финансирование превысило 90%.

Одной из главных задач реализации программ было формирование нормативно-правовой базы информатизации. В этих целях в администрации Волгограда было подготовлено более 70 постановлений и распоряжений Волгоградской городской Думы и администрации Волгограда. Сформирована нормативно-правовая база процессов информатизации в Волгограде, в т.ч.:

  • о порядке разработки, реализации, эксплуатации и развития муниципальной информационной системы и ее частей;
  • о защите информации;
  • о порядке присвоения адресов объектам недвижимости и ведения городского фонда цифровых картографических материалов Волгограда.

Такой планомерный подход позволил нам создать успешно функционирующую и развивающуюся муниципальную географическую информационную систему Волгограда, признанной на всероссийских форумах «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития» в 2005г и 2008г. лучшей в номинации «Наиболее яркий проект муниципального уровня».

Что же представляет собой МИС Волгограда на сегодняшний день.

В настоящее время накоплен и поддерживается в актуальном состоянии значительный объем муниципальных информационных ресурсов и систем Волгограда входящих в МИС Волгограда, что позволяет на современном уровне решать вопросы информационного обеспечения различных задач управления городом (рис 1).

  • В сфере информационного обеспечения финансово-экономической системы города эксплуатируются:
    • АС казначейского исполнения бюджета Волгограда;
    • АС казначейского планирования бюджета Волгограда;
    • АС исполнения муниципального заказа.
  • В сфере информационного обеспечения системы учета собственности:
    • Реестр муниципального имущества;
    • АС учета аренды нежилых помещений;
    • АС учета муниципального имущества.
  • Для обеспечения эффективного управления развития территории города используются:
    • ГИС Волгограда;
    • ГИС учета земель Волгограда;
    • ИСОГД.
  • В сфере управления городским хозяйством эксплуатируются:
    • ГИС учета дорог;
    • АС учета коммунальных платежей;
    • АС учета муниципального жилья.
  • Для обеспечения адресной помощи населению используются:
    • АС учета жилищных субсидий и социальной помощи;
    • АС учета льготного лекарственного обеспечения.
  • В сфере информационного обеспечения системы контроля исполнений административных поручений используются:
    • АС электронного документооборота;
    • Внутренний портал;
    • АС административного управления.

Рис. 1 Структура МИС Волгограда

Немаловажным аспектом успешного функционирования МИС является наличие высокоразвитой инфраструктуры, обеспечивающей доступ отраслевых и территориальных структурных подразделений к муниципальным информационным ресурсам Волгограда.

Создание муниципальной информационно-вычислительной сети Волгограда (МИВС) началось в 2000 году с прокладки волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), объединивших здание администрации Волгограда и помещения трех близлежащих подразделений. В настоящее время МИВС объединяет в единую сеть более 60 подведомственных администрации Волгограда подразделений и учреждений, сети передачи данных Администрации Волгоградской области и Управления федерального казначейства по Волгоградской области. Общая протяженность линий связи составляет более 80 км. В единую сеть подключены более 2000 рабочих станций.

Результатом этой работы стало расширение единого информационного пространства органов городского самоуправления Волгограда, упрощение системы доступа к общегородским информационным ресурсам, снижение временных и финансовых затрат на информационный обмен и обеспечение эффективной защиты муниципальных информационных ресурсов Волгограда. Прямой экономический эффект достигнут за счет совместного использования общего лицензионного программного и справочно-правового обеспечения, и соответственно, экономии средств на его приобретение и сопровождение.

В планах МУ «ГИЦ» до 2010 года закончить строительство МИВС Волгограда, подключив в единую сеть все муниципальные учреждения и предприятия, включая учреждения здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, общее количество которых составит более 400.

Территориальная подсистема МИС – базовая модель географической информационной системы Волгограда (ГИС Волгограда).

Любая муниципальная информационная система обеспечивающая управление развитием территории не может полноценно функционировать без оперирования пространственными данными, которое осуществляется с помощью геоинформационных систем.

Создание единой высокоскоростной муниципальной информационно-вычислительной сети Волгограда позволило объединить отраслевые ГИС, создать единое хранилище геоданных и работать с этими данными в онлайновом режиме. Эти мероприятия позволили более эффективно использовать возможности ГИС Волгограда для целей управления различными сферами жизнедеятельности города

В состав ГИС Волгограда входят:

  • Адресный план Волгограда, который ведется на основе топографических планов М 1:500 и включающий в себя:
    • 190 тыс. зданий и сооружений
    • 61 тыс. адресов
    • 2278 элементов улично-дорожной сети
  • Городской отраслевой фонд цифровых картографических материалов (ЦКМ) в состав которого входит:
  • Хранилище растровых файлов (8 тысяч растровых планшетов масштаба 1:500, космический снимок территории Волгограда 2005г. с разрешением 2 м, космический снимок территории Волгограда 2007г. с разрешением 0,72 м).
  • База пространственных данных, в которой накапливается в цифровом виде различная графическая и атрибутивная информация данных по объектам городской инфраструктуры. В настоящее время база пространственных данных содержит более 50 базовых слоев и 45 тематических (рис. 2).

Рис. 2. Городской фонд цифровых картографических материалов.

ГИС «Учет земель».

Интегрированная система, предназначенная для учета использования земельных участков, расположенных на территории Волгограда и связанной с ними недвижимости содержащая графическую и атрибутивную информацию о 42 тыс. земельных участках.

ГИС инженерных сетей и коммуникаций Волгограда.

База пространственных данных, в состав которой входит различная графическая и атрибутивная информация по инженерным сетям и коммуникациям. В настоящее время база пространственных данных содержит более 50 слоев.

ГИС «Учет топографических и геологических изысканий»

Система оперативного предоставления достоверных исходных данных для проведения строительных, проектно–изыскательских и землеустроительных работ, получения разрешений на застройку.

Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

В состав системы входят:

  • Подсистема учета документов
  • Подсистема ведения картографической информации
  • Подсистема предоставления сведений ИСОГД и обеспечения доступа к открытым документам ИСОГД
  • Информационно-поисковая система общего доступа – картографический информационно-справочный сайт «Волгоград» http://map.volgadmin.ru.

На этом сайте любой пользователь может осуществлять поиск основных объектов инфраструктуры Волгограда по адресу и получать дополнительную информацию о выбранном объекте (рис. 3).

Рис. 3. Информационно-поисковая система общего доступа http://map.volgadmin.ru.

Городской отраслевой фонд цифровых картографических материалов Волгограда регулярно обновляется и пополняется. За годы работы специалистами МУ «ГИЦ» отлажена устойчивая схема ведения ГИС Волгограда, включающая обмен информацией не только между структурными подразделениями администрации Волгограда, но и с федеральными органами, сторонними организациями и предприятиями.

Материалы фонда инженерно-геодезических, геологических и других изысканий предоставляются в пользование (рис. 4):

  • в электронном виде - изыскательским организациям для проведения изыскательских работ;
  • в бумажном виде - по заявкам юридических и физических лиц для разработки предпроектной, проектной и землеустроительной документации.

Рис. 4. Порядок предоставления и приемки материалов фонда инженерно-геодезических, геологических и других изысканий.

ГИС Волгограда позволяет обеспечивать целесообразно полной, достоверной и своевременной информацией все категории субъектов, принимающих управленческие и общественно значимые решения

Пространственные данные ГИС Волгограда были использованы при проведении работ:

  • по сбору информации, анализу и оценки состояния социальной, экономической и инженерной сфер Волгограда в рамках муниципальной целевой программы «Определение приоритетных направлений социально-экономического развития Волгограда» на 2006г.
  • при обследовании, восстановлении и сгущении городской геодезической сети в 2005-2008г.г.;
  • при проведении инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках на территории Волгограда в 2006г.;
  • по сравнительному анализу размеров земельного налога и арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков, а так же расчету налоговых ставок и процентных ставок для расчета арендной платы в 2007г.
  • по лесоустройству Волгограда в 2007г.

Адаптированные и размещенные в городском отраслевом фонде цифровые картографические материалы, в рамках работы по внедрению ИСОГД, материалы Генерального плана Волгограда в настоящее время могут использовать в своей работе, как подразделения администрации Волгограда, так и любые заинтересованные организации и лица.

На сегодняшний день данные цифровые картографические материалы используются при разработке правил землепользования и застройки Волгограда, проектов планировки и межевания.

Хотелось бы более подробно рассказать о трех составляющих ГИС Волгограда, имеющих важную роль в процессе эффективного управления развития территории Волгограда.

ГИС «Учет земель Волгограда»

ГИС «Учет земель Волгограда» это интегрированная система ведения учета земель Волгограда и связанной с ними недвижимости.

ГИС учета земель предназначена для сбора, хранения и анализа информации о пользовании земельными участками на территории Волгограда, а также для подготовки отчетности на основании этой информации.

Система автоматизирует основные функции, выполняемые Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет) и районными землеустроителями по учету земель Волгограда (рис. 5), в том числе:

  • учет земельных участков,
  • учет правообладателей земельных участков,
  • учет нормативных документов, регламентирующих пользование земельными участками,
  • учет договоров пользования земельными участками (аренды, резервирования и пр.) с возможностью автоматизированного формирования текста типового договора аренды, субаренды, присоединения,
  • учет начислений и поступлений по договорам пользования земельными участками,
  • учет залога права аренды земельного участка,
  • учет банкротства правообладателей земельных участков,
  • учет претензионно-исковой работы по аренде и другим основаниям, связанным с пользованием земельными участками,
  • учет разграничения права собственности на земельные участки,
  • связь с картографическим представлением земельного участка,
  • проведение сплошной инвентаризации,
  • ведение справочных реестров,
  • подготовка отчетности.

Рис. 5. ГИС учета земель Волгограда

Внедрение данной системы дало возможность повысить собираемость арендных платежей по земельным участкам с 74% в 2004г. до 95% в 2006г.

Используя данную систему в 2006 году МУ «ГИЦ» по заказу комитета земельных ресурсов осуществил работу по сравнительному анализу размеров земельного налога и арендной платы по функциональным видам использования от кадастровой стоимости земельных участков, а так же расчету налоговых ставок и процентных ставок для расчета арендной платы. В результате данной работы был разработан классификатор подвидов функционального использования и количество подвидов было увеличено до 73, что позволило перераспределить налоговую и арендную нагрузку между разными подгруппами видов функционального использования, а так же снизить максимально возможные налоговые ставки и процентные ставки по арендной плате до экономически обоснованных.

Например, для подгруппы земельных участков, занятых театрами, концертными залами, цирками, выставочными залами, музеями, кинотеатрами, библиотеками, архивами, дворцами культуры, консерваториями, музыкальными школами, школами искусств, художественными школами, художественными галереями, планетариями, киностудиями, зоопарками постановлением горсовета Волгограда ставка снижена с 1,5 процента от кадастровой стоимости участка до 1,0 процента.

Информационная система обеспечения градостроительной деятельности

Работы по созданию информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) в Волгограде начались весной 2007 года на основании муниципального контракта, заключенного между Комитетом по градостроительству и архитектурой Волгограда и МУ «Городской информационный центр». В соответствии с условиями контракта поставлена задача разработки и внедрения ИСОГД до конца 2007 год, определен перечень мероприятий по ее реализации.

На наш взгляд структура ИСОГД представляет собой комплекс подсистем взаимодействующих друг с другом для обеспечения функций по сбору, хранению и предоставлению сведений (документов, координат областей их действия). Их можно разделить на внутренние подсистемы для ввода и хранения сведений и внешние подсистемы для предоставления сведений (рис. 6)

Рис. 6. Структура ИСОГД.

Необходимо было так же учесть, что на момент начала работ по созданию ИСОГД в Волгограде уже были внедрены и успешно функционировали несколько информационных систем, в которых хранились сведения, касающиеся градостроительной деятельности.

Поэтому был принят комплексный подход к реализации ИСОГД в Волгограде, состоящий из применения:

  • стандартных информационных систем (системы автоматизации делопроизводства и документооборота, бухгалтерского учета) для автоматизации типовых функций
  • ГИС Волгограда для графического представления области действия документов;
  • Интернет-ресурсов для обеспечения доступа к открытым и имеющимся сведениям ИСОГД;
  • разработанного специализированного программного обеспечения для автоматизации функции, не реализованных стандартными информационными системами (рис. 7).

Рис. 7. Построение ИСОГД.

Одним из этапов реализации ИСОГД, требующим наибольших временных, финансовых и трудовых затрат являлся этап инвентаризации документов, касающихся градостроительной деятельности и информационное наполнение ИСОГД. В процессе работы был инвентаризировано и размещено в ИСОГД более 10 тыс. документов.

Подсистема ведения картографической информации ИСОГД предназначена для установления и использования связи между документами ИСОГД и территорией (областью действия) документов.

Территория (область действия) документа хранится в ГИС Волгограда в виде замкнутого контура, который имеет координаты поворотных точек и может иметь набор семантических параметров. Файл с координатами контура (пространственный индекс документа) прикрепляется к регистрационной карточке документа ИСОГД в системе учета документов. Таким образом, устанавливается связь между самим документом и областью его действия.

Автоматизированный вариант ведения ИСОГД осуществляет использование в полной мере возможностей геоинформационных систем, обеспечивающих интегрированное представление графической и атрибутивной информации. В ИСОГД размещаются сведения о принятых градостроительных решениях и осуществленных или осуществляемых градостроительных преобразованиях территории города Волгограда. Это позволяет использовать данные, возможности и механизмы ГИС Волгограда для формирования интерактивной карты системы.

Использование геонформационной системы позволяет делегировать ГИС Волгограда стандартные функции работы с пространственными данными: масштабирование изображения, настройка отображаемого фрагмента плана – подключение требуемого перечня слоев, просмотр атрибутивной информации об объектах, перемещение по карте, поиск картографических объектов и прочее. Использование ГИС для работы с векторным представлением территорий действия градостроительных документов позволяет сократить временные, финансовые и трудовые затраты на разработку ИСОГД в целом.

ИСОГД обеспечивает «накопление» решений, принимаемых различными органами и организациями, в различное время, в отношении различных по назначению объектов градостроительной деятельности. Информация, содержащаяся в ИСОГД, за исключением сведений, относящихся к категории закрытых, согласно действующему законодательству, является общедоступной. Т.е. пользователем подсистемы обеспечения доступа к открытым документам ИСОГД может быть любое заинтересованное лицо. Таким образом, доступ к данным подсистемы должен осуществляться с любого рабочего места и не требовать установки специализированных программных продуктов.

Подсистема обеспечения доступа к открытым документам предполагает работу с картографическими данными ИСОГД любого заинтересованного пользователя. Таким образом, для обеспечения такой возможности можно использовать картографический информационно - справочный сайт Волгоград. Информация сайта является открытой и доступна любому пользователю Интернет (рис. 8).

Рис. 8. Реализация ИСОГД.

Подсистема предоставления доступа позволяет пользователю осуществлять

  • Поиск по реквизитам документов в ИСОГД
  • Просмотр регистрационной карточки документа, прикрепленного файла с текстом документа
  • Просмотр области действия документа ИСОГД на http://isogd.volgadmin.ru
  • Печать отчетов документов

Задавая различные параметры поиска, пользователь получает список документов ИСОГД, отвечающий запрашиваемым требованиям. В этом списке отображается раздел ИСОГД, в котором размещен документ, вид документа, его название. Пользователи, имеющие доступ к дополнительным реквизитам документа ИСОГД, могут просмотреть регистрационную карточку документа в ИСОГД и область действия документа на карте.

Подсистема предоставления доступа предоставляет пользователю возможность распечатать различные формы отчетов о найденных документах.

И в заключение нужно сказать о проблемах, с которыми мы столкнулись в процессе работы по созданию и внедрению ИСОГД:

  • «Неясные» требования к системе со стороны органов архитектуры и градостроительства;
  • Неисполнение обязанности в предоставлении сведений, подлежащих размещению в ИСОГД;
  • Отсутствие документов по основным разделам;
  • Слабая управляемость бизнес-процессов в сфере градостроительства.

Не все проблемы решены на сегодняшний день. В частности до сих пор в комитете по градостроительству и архитектуре не принят регламент ведения ИСОГД, не решен вопрос о централизованном предоставлении сведений из ИСОГД за плату.

Но, несмотря на все эти трудности ИСОГД в Волгограде успешно внедрена и введена в промышленную эксплуатацию. За 3 квартала 2008г. эксплуатации ИСОГД были:

  • внесены сведения о 1803 новых документах, регламентирующих градостроительную деятельность;
  • предоставлены различные сведения из ИСОГД по 4600 заявкам от юридических и физических лиц.

Адресный реестр Волгограда

В свете развернувшегося публичного обсуждения и общественной экспертизы проектов ФЗ «О единой адресной системе РФ» хотелось бы более подробно остановиться на одной не менее важной составляющей МИС Волгограда - адресном реестре.

Адресный реестр используется в качестве единого информационного ресурса для всех структурных подразделений администраций и организаций городского и жилищно-коммунального хозяйства, использующих адрес в своих информационных системах.

Работы по формированию адресного реестра Волгограда были начаты в 1999г. с утверждения постановления администрации Волгограда «Положения о присвоении адресов земельным участкам, зданиям и сооружениям в Волгограде» и «Положения об адресном реестре земельных участков, зданий и сооружений в Волгограде».

В МУ «ГИЦ» была сформирована Адресная служба, обеспечивающая присвоение адресов объектам недвижимости на территории Волгограда. В результате проведенной Адресной службой инвентаризации адресов объектов недвижимости, почтовых адресов и других баз данных адресов Волгограда был сформирован адресный реестр Волгограда и в 2000г. постановлением администрации Волгограда утвержден «Общегородской перечень наименований улиц и населенных пунктов Волгограда» (далее – ОПВ), содержащий более 2100 наименований. Все эти данные были внесены в созданный МУ «ГИЦ» программный комплекс «Городской адресный реестр» (далее ГАР).

Программный комплекс «ГАР» предназначен для уникальной идентификации адресов объектов недвижимости в городе и использования в подсистемах муниципальной информационной системы, во вновь создаваемых информационных системах предприятий и организаций, а также при модернизации существующих систем или при обмене информацией между ними.

ГАР обеспечивает:

  • унификацию работы с адресами – все адреса во всех приложениях, использующих ГАР, вводятся и хранятся единообразно;
  • обеспечение правильности ввода и поиска данных – введенные данные проверяются на правильность, поиск выполняется по мере ввода ключевого слова;
  • распознаваемость адресов при обмене – адреса, внесенные с использованием ГАР в различных системах, легко могут сравниваться или объединяться;
  • поддержку истории переименования объектов ГАР, а также ведение карточки объекта адреса, содержащую историческую справку;
  • однозначное соответствие идентификаторов объектов ГАР и их строкового представления – из адресного идентификатора всегда можно получить строковое представление адреса в любом произвольно заданном формате;
  • ведение объектов адреса, не включенных в ГАР, происходит простым заполнением необходимых полей, что в последствии позволяет автоматически заменить ручной ввод на код из реестра;
  • использование стандартного диалога адреса для:
    • получения адресного идентификатора любого объекта адреса;
    • использования ГАР в различных приложениях.

Сейчас ГАР Волгограда содержит более 61 тысячи адресов объектов недвижимости (из них более 13 тысяч подтверждены справкой о присвоении адреса) и более 2 тысяч объектов улично-дорожной сети. Адреса, которые были внесены в ГАР в результате инвентаризации и не подтверждены выданной справкой считаются ранее учтенными и используются справочно.

Процесс инвентаризации адресов продолжается и на сегодняшний день. За этот период было утверждено две новых редакции ОПВ и готовится следующая, ликвидированы несуществующие адреса, двойная нумерация зданий.

Так же в функции Адресной службы входят:

1. Выдача справки о присвоение адреса объекту недвижимости и его регистрации в Адресном реестре Волгограда.

2. Выдача справочной информации из Адресного реестра Волгограда (справка).

3. Выдача справочной информации о координатах красных линий застройки.

4. Выдача справочной информации из фонда данных учета земель Волгограда.

Данные услуги осуществляется на платной основе, в соответствии с тарифами утвержденными постановлением администрации Волгограда.

За 8 лет работы Адресной службы выдано более 13000 справок о присвоении адреса объекту недвижимости, данные по которым содержаться в подсистеме ГАР АС «Справка».

На данный момент использование адресного реестра Волгограда является стандартным решением, которое используется во всех приложениях, требующих работы с адресами (АС «ЗАГС», АС «ПВС», АС «Статистика смертности», АС «Дислокация объектов», АС «Учет коллективных договоров», ГИС «Учет земель Волгограда», АС «Учет муниципального жилья» и пр.) (рис. 9).

Это позволило получить следующие преимущества:

  • Практически исключены ошибки ввода адресов, упрощено управление форматом вывода адреса.
  • Реализованы функции информационного обмена как со сторонними приложениями (например, выгрузка данных в налоговые органы), так и с собственными разработками.
  • Реализованы функции аналитической обработки данных, в т.ч. статистические и расчетные показатели, различного рода отчеты, систематизированные по адресам.
  • Реализована связь семантических и картографических данных (отображение объектов на электронной карте).

Рис.9. Адресный реестр Волгограда. Основа интеграции ресурсов.

Данные ГАР Волгограда используют для адресной идентификации различные органы власти, в т.ч.:

  • Территориальное управление по Волгоградской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом;
  • Комитет по управлению государственным имуществом Администрация Волгоградской области;
  • Управление Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области;
  • Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы по Волгоградской области;
  • Филиалы Волгоградской Областной Коллегии Адвокатов;
  • Суды районов Волгограда;
  • Прокуратуры районов Волгограда;
  • ОВД районов Волгограда;

Эти данные являются общедоступными для всех сторонних организаций и населения с помощью Интернет-ресурса http://www.volgainfo.ru.

Планы на завтра:

При построении сложной информационной системы такой как ГИС города (как и региона и страны) надо понимать проблемы (организационные, технические, программные) стоящие на этом пути:

- обязательно создание концепции и программы развития ГИС, они должны отвечать на вопросы: что, зачем, когда и кем должно быть сделано. Возможно, программы могут быть пересмотрены с точки зрения уточнения конкретно что сделано и что еще надо сделать, но концепция должна быть устойчивой и «правильной», т.е. максимально полно описывающая цели и задачи, ясные всем участникам построения ГИС.

- для преодоления организационных трудностей необходимо четко планировать внедрение как «план военных действий» (кто встретит с объятьями, кто сдастся без боя, кто будет вести партизанскую войну), внедрение – это учет всех интересов.

- как любая система, ГИС требует затрат, финансирование работ по созданию и поддержанию в актуальном состоянии данных ГИС должно быть ежегодным и возрастающим, технологии ГИС недешевы, но могут быть экономны.

- выбор программных средств важный, но не главный вопрос, важно как программными средствами владеют сотрудники отделов информационных технологий, а вот сотрудники должны быть обязательно квалифицированными и заинтересованными.

Совершенствование системы муниципального управления, становление системы стратегического планирования требует также соответствующего информационного обеспечения. Во-первых, необходимо создание и функционирование системы учета и предоставления органам местного самоуправления информации, необходимой для составления прогнозов социально-экономического развития. Во-вторых, проведение мониторинга социально-экономического развития города и мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами в сфере инвестиционной политики.

Для эффективного управления территорией крупного города кроме работающих в Волгограде информационных систем необходима разработка и внедрение систем:

  • мониторинга и анализа технического состояния муниципального жилищного фонда, объемов ветхого и аварийного жилищного фонда, учета произведенного капитального ремонта, результатов деятельности управляющих компаний;
  • учета объектов благоустройства и зеленых насаждений территории Волгограда, включая ГИС схем размещения их на территории города, с целью планирования перспективных мест посадки, возможностью замещения видового состава, обеспечения охраны, и ухода за окружающей средой;
  • ведения баз данных о состоянии автомобильных дорог, с возможностью их паспортизации и анализа данных за предшествующие периоды для последующего внесения в организационные мероприятия по реконструкции и содержанию дорог, учета работы общественного городского пассажирского транспорта.

    Это далеко не исчерпывающий перечень необходимых систем, но этим и отличается «волгоградский» подход к созданию МГИС - четкий план действий, высококвалифицированный коллектив единомышленников, финансирование работ из различных источников и полезность для жителей Волгограда.